воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Описание процесса учёбы в Канадском университете

Академический учебный год (academic year) в Канаде состоит из двух основных семестров - Осенний семестр (Fall term/semester) с сентября по декабрь, и Зимний семестр (Winter term/semester) с января по апрель. Кстати, иногда зимний семестр называют весенним (Spring semester), однако из-за этого его положение в календаре не изменяется. Скорее всего всё дело в простой неприязни к зиме, тогда как слово весенний имеет много положительных коннотаций.

Есть также Летний семестр (Summer term/semester) с мая по август, однако только несколько университетов в Канаде проводят полноценный летний семестр, в то время как абсолютное большинство университетов Канады предпочитают проводить летом только курсы дистанционного обучения (distance learning courses). Выбор этих дистанционных курсов очень ограничен и обычно включает в себя только самые важные и обязательные курсы.

Первым делом следует заметить что расписание учебного года (academic year) разное для бакалавров (undergraduate calendar) и мастерантов/докторантов (graduate calendar). Первые, обычно учатся только в течении двух семестров в году - Осеннего (Fall) и Зимнего (Winter). Только маленький процент бакалавров, заваливших предмет или решивших закончить учёбу быстрее, берёт летние курсы. Вторая же группа - мастеранты/докторанты - обычно продолжает посещать семинары, писать свои исследования и ассистировать в проведении курсов дистанционного обучения даже летом. Поэтому если вы решили быть graduate student, то знайте - летом у вас вряд ли получиться только отдыхать и разъезжать по Америкам, однако дней десять на отдых, я думаю, вы всегда найдёте.   

Два основных академических учебных семестра - осенний и зимний - состоят из 4 месяцев каждый. Лекции проводятся только в течении трёх первых месяцев, в то время как последний месяц семестра (декабрь во время Fall semester, апрель во время Winter semester) отдан на подготовку и сдачу экзаменов, а также на отдых. Так например график учёбы на Fall и Winter semesters 2013-2014 в U of G разбит на следующие составляющие:
Fall 2013:
- September 5 - начало учёбы (class schedule commences).
- November 28 - конец учёбы (classes conclude)
- December 2 - начало экзаменов (examinations commence)
- December 13 - конец экзаменов (examinations conclude)
Winter 2014:
- January 6 - начало учёбы (class schedule commences).
- April 4 - конец учёбы (classes conclude)
- April 7 - начало экзаменов (examinations commence)
- April 21 - конец экзаменов (examinations conclude)
Как видите выходит где-то 12 недель на учёбу, недели две на сдачу экзаменов и две-три недели отдыха. Здесь стоит заметить что график экзаменов очень жёсткий, иногда в одну неделю приходится писать три финальных экзамена, да и вообще этот экзамен могут поставить через два дня после последней лекции. Кроме того на сдачу финального экзамена даётся всего одна попытка. Мне, после учёбы в Израильском университете где любой предмет автоматически имел две даты экзаменов и можно было прийти оба раза, ментально было очень тяжело. Хоть я и знал что в Израильском вузе воспользовался второй датой экзаменов только два раза, но всё равно, на душе намного легче когда знаешь что есть вторая попытка.

Но самая главная загвоздка этого одно попыточного финального экзамена состоит в том, что если вы его завалили, то вам придётся брать этот же курс второй раз, а курсы обычно повторяются только - Wait for it! - РАЗ В ГОДУ. Так, один из самых тяжёлых курсов на моей программе пришлось переделывать 5-и студентам, которые завалили его в прошлом году (это почти 20% от общего числа студентов на прошлогоднем потоке). Ну ладно, хватит вас кошмарить - теперь поговорим о хорошем. Во первых, преподы учли уроки прошлого года и не валили так много студентов на моём потоке. Во вторых, тем кто всё таки завалил, была дана вторая попытка пересдать экзамен летом вместе с докторантами, которые сдавали свои comprehensive exams.

Начиная с мая кампус U of G "впадает в спячку" - почти все из 20,000 студентов бакалавров его покидают. На территории университета летом можно "наблюдать" только за двумя видами студентикуса обыкновенного - мастерантов и докторантов. Кроме того в кампусе продолжают обитать его постояльцы - преподавательский состав (faculty) и остальные университетские сотрудники (staff).

Что-бы понять структуру учебной программы идите на сайт интересующего вас факультета, выбираете Graduate Program/Students, дальше MA Program, потом ищите MA degree requirements/Description of MA program. Например на этой ссылке вы можете посмотреть требования для окончания MFS in Food Science, University of British Columbia.

Часто факультет предлагает три МА программы:
1) Курсы и исследовательский проект (course work and research paper) - побольше курсов, поменьше исследовательского проекта.
2) Курсы и научный тезис (course work and МА thesis) - поменьше курсов, большая научная работа.
3) Курсы и практика (course work and Internship/Co-op placement) - обычно практика длится пол-года.
Третья опция присутствует далеко не во всех университетах и факультетах, например у меня Co-op не было. Если сравнивать первую и вторую опции, то абсолютное большинство MA студентов предпочитает первую.

MA программы обычно длятся от одного года до двух. Вам как мастеранту необходимо брать по 3-4 курса в семестр, кроме летнего семестра - когда основная часть времени отдана research paper. Иначе вы из разряда full-time student переходите в part-time и ваш study permit перестаёт действовать. Все курсы делятся на две основные категории:
- основные (required/compulsory/core courses)
- выборочные (elective courses)
Приблизительно половина ваших курсов будет заранее определена (required courses), а вот вторую половину курсов вам придётся выбрать самим с соответствии с вашими интересами и университетскими возможностями. Запись на курсы происходит через интернет, начинается эта запись приблизительно за месяц до начала семестра и длится где-то до конца первой недели семестра.  

Из моего личного опыта мастеранта, могу сказать что интенсивность и темп учёбы во время летнего семестра выше осеннего или зимнего семестров. Летом ваша основная часть работы состоит из написания исследования (MA Thesis/Paper). Сперва вам нужно определится хотя-бы с областью в которой вы заинтересованны писать тезу. Если вы уже знаете тему, то самое время обращаться к профессору вашего факультета который специализируется в этой области и надеяться что он/она не сильно занят/а и готов/а вам помочь. Часто устав университета требует двух профессоров которые будут помогать студенту и оценивать его работу (two-faculty advisory committee). Имея одного/двух профессоров, которые согласны курировать вашу работу (advisor/MA supervisor), вы начинаете с ними активно встречаться (я это делал раз в неделю-две).

Я пришёл к своему профессору уже с выбранной конкретной темой, прочитав где-то 40 научных статей и накопав очень хороших данных для моей будущей работы. Однако, мой проф был заинтересован в исследовании другой темы и мне пришлось подготавливать литературную базу (literature review) заново, хотя надо отдать ему должное за то что он мне предоставил свои данные. Начиная с этого момента у меня уходила уйма времени на обработку данных с помощью статистической программы, анализ и, собственно, написание работы. После каждой новой встречи с моими двумя профессорами (один из которых уже в июле укатил в Австралию) я получал много полезных советов и подсказок, но и не меньше новых заданий. Перфекционистам будет очень тяжело делать все правильно, красиво и в полном соответствии с профессорскими требованиями. Необходимо найти золотую середину, так, например, когда один из моих advisors предложил мне пользоваться совершенно новым для меня программным обеспечением - статистическим пакетом Matlab и текстовым процессором LaTeX, то я сказал сразу что я не осилю за оставшиеся два месяца для написания работы две этих программы. В конце концов мы сошлись во мнении что LaTeX будет достаточно (и это на самом дела очень облегчило мне работу, т.к. LaTeX чудесно читал таблицы созданные в R - программе статистического анализа данных).

Последняя стадия вашего магистерского летнего семестра будет заключаться в презентации вашего исследования (seminar/defense of research). Вам повезёт если на неё никто кроме ваших курирующих профессоров не придёт (бывает и такое), тогда попросту некому будет задавать каверзные вопросы - ведь, ваши advisors видели этот материал уже десятки раз и сами его утверждали. Мне не очень повезло, т.к. один из пришедших на мою презентацию профессоров написал на мою тему кучу научных статей, да и вообще, он известен своей многословностью. Короче, вместо максимум минут 40, я закончил эту презентацию только за полтора часа.

В этом кабинете проходила презентация моего исследования
В одном из следующих моих постов я подробно опишу как проходят учебные курсы и лекции в Канадских университетах. А пока можете заглянуть на этот линк что-бы посмотреть как выглядит учебный план/программа (syllabus) курса под названием "Research Methods in Human Nutrition" в университете UBC.   

1 комментарий:

  1. Thank you for a new post, Daniel. That's a big job, and we (readership :) ) are really appreciate it. Now I can udrestand the time of semeters. And can plan something while I will be learning in Canada.

    Thanks, and have a good day.
    Artem.

    ОтветитьУдалить